Современные решения для производства электроники

Урок 7 часть 1. Редактор плат CADSTAR. Знакомство с интерфейсом системы CADSTAR

Приступим к изучению основных приемов работы в редакторе печатных плат системы CADSTAR. Интерфейс этого модуля пакета полностью идентичен интерфейсу редактора схем. Данный урок будет полезен тем, кто начал изучения пакета именно с редактора плат, так как представленный материал почти в точности повторяет информацию, приведенную в уроке 1.

 

Запуск программы CADSTAR

Действия по запуску программы CADSTAR ничем не отличаются от таковых при работе с любой другой программой.

1. Нажмем кнопку ПУСК в панели задач.

2. Выберем в выпадающем окне раздел ПРОГРАММЫ, а в нём пункт CADSTAR.

3. В открывшемся списке выберем пункт Design Editor.

4. Первое, что мы увидим, будет окно Tip of the Day (совет дня), которое появляется всегда при первом запуске программы. В ходе этого курса обучения приведенные советы нам не понадобятся, поэтому просто отключим появление данного окна, для чего уберем галочку Show Tips on StartUp и нажмем кнопку Close.

Не беспокойтесь, если при запуске программа автоматически откроет проект схемы или печатной платы — это лишь означает, что  программа сохранила настройки предыдущего пользователя. Чтобы закрыть все проекты, выполним команду меню Window | Close All.

 

Настройка окна программы CADSTAR

Первое, что требуется сделать, это переключить окно CADSTAR в полноэкранный режим. Другими словами, окно CADSTAR должно занимать максимально доступную площадь на экране монитора, а окно редактора плат PCB Design занимать максимальную площадь внутри окна CADSTAR. Такой режим настраивается на соответствующей закладке диалогового окна Options.

1. Выполним команду меню Tools | Option.

На экране появляется диалоговое окно Options. В его верхней части мы видим несколько закладок, определяющих разные категории настроек программы.

2. С помощью мыши выберем закладку Display.

3. Здесь нас сейчас интересуют опции, представленные в поле Windows. Выполним все настройки, как показано на рисунке 1 и закроем окно нажатием кнопки OK.

Рис. 1. Настройки окна программы CADSTAR.

Запуск редактора печатных плат

Приступим к работе с редактором плат.

1. Выполним команду меню File | New.

На экране появится диалоговое окно создания нового документа, показанное на рисунке 2.

Рис. 2. Выбор шаблона чертежа печатной платы.

2. Выполним щелчок мышкой на закладке PCB Design.

Здесь отображается набор ранее определенных шаблонов чертежей печатных плат, включающих все необходимые технологические настройки. Использование подобных шаблонов позволяет значительно упростить первичную настройку проекта печатной платы. При необходимости, любой из представленных здесь шаблонов может быть изменен. Пользователь также может создать свои собственные шаблоны из ранее созданных документов.

3. С помощью мыши выберем шаблон Self Teach и нажмем кнопку OK.

В рабочем окне программы CADSTAR появится чистый лист для рисования печатной платы, меню и панели инструментов примут вид, типичный для редактора плат.

 

Интерфейс системы CADSTAR

Примерный вид интерфейса системы CADSTAR показан на рисунке 3.

Рис. 3. Основные элементы пользовательского интерфейса системы CADSTAR.

Рассмотрим подробнее все элементы пользовательского интерфейса.

Главное меню

Здесь в виде выпадающих списков приведены все команды, доступные в редакторе плат.

Панели инструментов

Панели инструментов содержат кнопки, обеспечивающие быстрый доступ к часто используемым при работе над проектом интерактивным операциям, таким как выбор (Select), перемещение (Move), добавление (Add) и др. Режим отображения панелей инструментов переключается командами меню из раздела View | Toolbars. Настройка пользовательских панелей инструментов выполняется в окне Customize, вызываемом командой меню View | Toolbars | Customize.

Строка состояния

Здесь отображается информация об операциях или процессах выполняемых в текущий момент. В строке состояния содержится следующая информация (слева направо):

Команды, подсказки и описания опций — в этом поле отображается подсказка, предлагающая пользователю следующее действие, которое может быть выполнено, например: «Add rectangle» (добавьте прямоугольник).  Здесь же отображаются вводимые консольные команды, такие как: S IC2, G 50, V и т.д., а также показывается краткое описание команд меню или кнопок панелей инструментов, на которые в этот момент наведен указатель мыши.

Индикатор прерванного обновления экрана — красный цвет индикатора сигнализирует о том, что последняя операция обновления экрана не была завершена должным образом, поэтому возможное отсутствие тех или иных объектов на экране не говорит об их отсутствии в проекте.

Координаты — эта ячейка показывает позицию курсора как пару координат X и Y. Координата X отображается первой. Координаты отображаются в тех единицах измерения, которые в данный момент выбраны в ячейке единиц измерения Unit (см. ниже по тексту).

Относительные координаты и радиус дуги или окружности — здесь отображается смещение курсора относительно выбранной стартовой точки по осям X и Y.  Если курсор перемещается не по прямой линии, а под углом, то X и Y отображают вектор перемещения. Обнуление данной ячейки можно выполнить вводом консольной команды Z. Здесь же при выполнении команд Add Circle или Create/Modify Arc отображается радиус окружности или дуги соответственно.

Единицы измерения — здесь отображается, какие единицы измерения в данный момент используются в проекте в соответствии с установками меню Setting | Units.  Если выполнить щелчок правой кнопкой мыши на этом поле, появится выпадающее меню, с помощью которого можно изменить единицы измерения (рис. 4).

Рис. 4. Выбор единиц измерения в строке состояния.

Сетка (Grids) — показывает имя текущей рабочей сетки или шаг между ее узлами. Если выполнить щелчок левой кнопкой мыши на этом поле, появится окно, в котором можно изменить шаг сетки или добавить другие типы сеток.

Дополнительная информация — в ячейках в правой части строки состояния, отображается информация, соответствующая выполняемым в данный момент операциям, например, имя цепи, тип рисуемого объекта и т.д.

Панель управления (Workspace Window)

На данной панели может быть отображена различная информация в зависимости от того, какая закладка выбрана в нижней части окна. Режим отображения панели переключается командой меню View | Windows | Workspace.

На закладке Open Design отображаются имена файлов, открытых в основном окне.

Закладка Libraries показывает перечень библиотек CADSTAR и список содержащихся в них элементов. Добавлять элементы из библиотек на плату можно просто перетаскивая их с этой закладки в поле редактора плат методом «drag-and-drop».

Закладка Current Design показывает содержимое проекта разбитое на категории: Areas (области), Board (плата), Components (компоненты), Nets (цепи), Templates (шаблоны) Testpoints (тестовые точки), Views (виды).  Пользователь может выбрать любой элемент в любой из этих категорий для просмотра на чертеже или изменения его свойств.

Свойства объекта (Shape Properties)

Здесь отображаются координаты X и Y элементов выбранного объекта. Пользователь может с высокой точностью изменять объекты, вводя в данном окне новые координаты X и Y (рис. 5).

Рис. 5. Изменение координат объектов в окне Shape Properties.

Элементы библиотеки (Library Symbols)

Это окно показывает графическое представление символа и топологическое посадочное место компонента, выбранного в данный момент в списке библиотек на панели управления Workspace Window (рис. 6).

Рис. 6. Просмотр графического представления библиотечного элемента.

 

Использование справочной системы

Доступ к справочной информации может быть осуществлен различными методами. Первый метод — использование контекстно-зависимой справки, в этом случае доступ к необходимой информации осуществляется нажатием кнопки Help в активном диалоговом окне.

1. Выполним команду меню Settings | Defaults.

На экране появится диалоговое окно Defaults. Допустим, нам необходимо получить справку по настройкам, приведенным на вкладке Shape данного диалогового окна.

2. Выполним щелчок левой кнопкой мыши на вкладке Shape.

3. Выполним щелчок левой кнопкой мыши на кнопке Help (рис. 7).

Рис. 7. Вызов контекстно-зависимой справки.

Откроется  окно справочной системы, в котором будет показана HTML страница, показывающая на картинке копию вызванного диалогового окна.

4. Попробуем переместить указатель мыши по картинке диалогового окна на странице справки.

Заметим, что когда указатель мыши проходит над определёнными элементами окна, он меняет свой вид на символ руки . Для нас это означает, что для данного элемента доступна справочная информация.

5. Наведем указатель мыши на опцию Cutout на картинке в окне справки и выполним щелчок левой кнопкой мыши.

На экране появится вспомогательное окно, подробно описывающее данную опцию.

6. Чтобы закрыть это окно, щелкнем на нем левой кнопкой мыши.

7. Наведем указатель мыши на закладку Defaults на картинке в окне справки и выполним щелчок левой кнопкой мыши.

В окне справочной системы отобразится новая HTML станица, описывающая опции данной закладки.

8. Для возвращения к описанию закладки Shape выполним щелчок левой кнопки мыши на кнопке Back, расположенной в верхней части окна справки.

Обычно в левой части окна справки отображается панель содержания справочной системы. Если эта панель не отображается, следует нажать кнопку Показать в верхней части окна справки.

Содержание справочной системы показано в виде списка иконок в виде книжек, которые могут быть «открыты» для отображения всех разделов справочных сообщений, доступных для пакета CADSTAR.

9. Выполним щелчок левой кнопкой мыши на книжке с названием CADSTAR 7.0. На экране список разделов данной книжки.

10. По дереву списка дойдём до раздела Options In Alphabetical Order | Defaults — PCB Design.

Откроется HTML страница с описанием закладки General окна Defaults.

11. Выполним щелчок левой кнопкой мыши на закладке Shape. Откроется уже знакомая нам страница с ее описанием.

12. Закроем окно справки.

Примечание: Для получения контекстно-чувствительной справки, когда у нас нет открытого диалогового окна, достаточно просто нажать клавишу F1 или выполнить команду меню Help | Current Tool Help.

 

Использование содержания и указателя

Другой метод вызова необходимой справочной информации, заключается в использовании команды меню Help | Contents and Index.

1. Выполним команду меню Help | Contents and Index.

2. В левой части открывшегося окна справочной системы выберем закладку Указатель (Index).

Допустим, что нам необходимо получить справку для диалогового окна Defaults. Для каждого раздела справки авторы вводят ключевые слова, идентифицирующие рассматриваемые в них темы, используя которые, пользователь имеет возможность быстро найти необходимую справочную информацию.

3. В текстовое поле запроса введем слово Defaults.

Список ниже автоматически обновится и будет отображать все разделы, начинающиеся со слова Interaction (рис. 8).

Рис. 8. Использование ключевых слов для поиска справочной информации.

4. Нажмем кнопку Показать (Display).

Откроется диалоговое окно, показанное на рисунке 9, отображающее список разделов, содержащих ключевое слово Defaults.

Рис. 9. Список разделов справки, содержащих ключевое слово Defaults.

5. Выберем раздел PCB Defaults и нажмем кнопку Показать (Display). Откроется уже знакомая нам страница с описанием окна Defaults.

 

Использование функции поиска

Третий метод вызова необходимой справочной информации, заключается в использовании функции поиска.

1. В левой части открытого окна справочной системы выберем закладку Поиск (Search).

Допустим, что мы опять хотим найти справку для диалогового окна Defaults.

2. В текстовое поле запроса введем слово Interaction и нажмем кнопку Разделы (List Topics).

В результате мы получим список разделов, содержащих слово Defaults (рис. 10).

Рис. 10. Использование функции поиска справочной информации.

3. Выберем любой из перечисленных здесь разделов, например New и нажмем кнопку Показать (Display). Откроется страница с описанием выбранного раздела справки.

Обратите внимание, что на отображаемой странице слово Defaults будет подсвечено.

 

Настройка местоположения файлов проектов

Важно выполнить эту задачу до начала проектирования — это даст системе CADSTAR информацию, где надо искать те или иные необходимые файлы, например, библиотеки (Libraries), содержащие символы и топологические посадочные места компонентов,  шаблоны (Templates), содержащие пользовательские технологические настройки и выходные файлы (User), содержащие информацию, необходимую для производства печатных плат.

В качестве примера зададим местоположение файлов цветовой схемы, в которых хранятся настройки цвета для нашего проекта. Саму настройку цветовой схемы мы рассмотрим позднее.

1. Выполним команду меню Tools | Options.

2. Появится диалоговое окно Options, в котором выберем закладку File Locations (рис. 11).

Рис. 11. Настройка местоположения файлов.

Легко видеть, что по умолчанию цветовые схемы (Colour Files) хранятся в папке C:\Program Files\Zuken\CADSTAR 7.0\Colours\. Изменим эту настройку.

3. Выберем строку Colour Files.

4. Нажмем кнопку Modify.

Откроется окно (рис. 12), предлагающее выбрать нужную папку. В нашем случае файлы цветовой схемы будут храниться в папке Self Teach.

Рис. 12. Выбор папки с настройками цветовых схем.

5. Выберем папку Self Teach как показано на рисунке 12 и нажмем кнопку OK.

Теперь путь к файлам Colour Files на вкладке File Locations диалогового окна Options теперь установлен как C:\Program Files\Zuken\CADSTAR 7.0\Self Teach.

6. Закроем окно Options, для чего нажмем кнопку OK.

Примечание: Если при работе с проектом, система выдает сообщение, что она не может найти те или иные необходимые параметры, в первую очередь необходимо проверить настройки File Locations.

 

Открытие проекта

Допустим, что на компьютере уже запущен редактор печатных плат пакета CADSTAR и нам требуется открыть проект Chapter 6.pcb.

1. Выполним команду меню File | Open.

Рис. 13. Открытие проекта печатной платы.

Откроется диалоговое окно Open, показанное на рисунке 13. Данное окно является типовым для большинства Windows программ, единственное, на что здесь следует обратить внимание, это опция Change Directory. Если эта опция включена, то выбранная в поле Look in папка становится текущей рабочей папкой, которая будет открываться при последующих операциях открытия и сохранения файлов.

2. В выпадающем списке Files of type выберем фильтр PCB Designs (чертежи плат). В окне отобразятся все сохраненные в выбранной папке файлы печатных плат.

3. Выберем из списка файл Chapter 6.pcb и нажмем кнопку Open.

В редакторе плат CADSTAR откроется выбранный проект, а его состав отобразится на панели управления. Если панель управления, а также окна просмотра символов и параметров объектов не открылись автоматически, выполним последовательно команды меню из раздела View | Windows (Workspace, Shape Properties и Library Preview) и добьемся, чтобы все они отображались на экране, как показано на рисунке 14.

 

Работа с панелью управления Workspace

В нижней части панели управления Workspace имеются три закладки, что позволяет выводить в данном окне три различных типа информации.

1. Выполним щелчок указателем мыши на закладке Open Designs.

Как уже писалось ранее, на вкладке Open Designs отображаются имена проектов, открытых в пакете CADSTAR в данный момент. Сейчас в списке должны отображаться имена двух проектов, как показано на рисунке 14.

Рис. 14. Просмотр иерархической структуры проекта.

2. Чтобы из этих двух проектов активным сделать Chapter 6.pcb, выполним двойной щелчок левой кнопкой мыши на его имени.

Проект станет активным и откроется в редакторе плат.

6. Выполним щелчок левой кнопкой мыши на закладке Libraries.

На панели управления отобразится перечень библиотек CADSTAR, приведенных в папке Library, которая задана в настройках File Location как папка библиотек по умолчанию. С помощью линеек прокрутки просмотрим весь список и найдем в нем библиотеку с именем TTL (рис. 15).

Рис. 15. Просмотр иерархической структуры проекта.

7. Выполним щелчок левой кнопкой мыши на значке + возле имени TTL. Раскроется иерархическая структура данной библиотеки, содержащая с группами компонентов, оформленными в виде папок с разными именами.

8. Выполним двойной щелчок левой кнопкой мыши на папке с именем SN54ALS. Откроется список компонентов, сохраненных в данной папке библиотеки.

9. Выберем символ в верхней части списка, например SN54ALS00AD. В результате в нижнем левом углу экрана в окне Library Preview появится графическое представление выбранного компонента (рис. 16).

Рис. 16. Графическое представление библиотечного компонента.

Топологическое посадочное место компонента может быть добавлено в проект платы простым перетаскиванием в рабочее окно редактора.

10. Щелкнем левой кнопкой мыши на нужном компоненте в дереве библиотеки и, удерживая ее нажатой, перетащим компонент на свободное место чертежа платы. Отпустим кнопку мыши.

Символ компонента окажется «приклеенным» к указателю мыши.

11. Переместим символ в нужное место чертежа платы и выполним щелчок левой кнопкой мыши.

На чертеже появится посадочное место компонента, которое позднее может быть перемещено в любое нужное место листа. Обратите внимание, что к указателю мыши окажется «приклеенным» новый символ выбранного компонента и размещение символов можно продолжать.

12. Чтобы выйти из режима размещения символов нажмите клавишу Escape или выполните щелчок правой кнопкой мыши, после чего в появившемся контекстном меню выберите команду Cancel.

Примечание: компонент при помещении на плату автоматически получает уникальное позиционное обозначение с учетом ранее добавленных компонентов, например, U1.

13. Выполним щелчок левой кнопкой мыши на закладке Current Design.

В окне появится перечень всех присутствующих в проекте объектов, в том числе и компонентов. Объекты упорядочены в папки по типам (рис. 17).

Рис. 17. Содержимое текущего проекта.

14. Выполним щелчок левой кнопкой мыши на значке + возле папки Components. Раскроется список компонентов, использованных в нашем проекте.

15. Выполним щелчок правой кнопкой мыши в списке на имени компонента DC1.

Появится контекстное меню, показывающее действия, которые пользователь может выполнить с этим компонентом.

16. Выберем команду View Selection. Масштаб просмотра чертежа автоматически изменится, чтобы наилучшим образом показать данный компонент. Сам компонент на плате будет подсвечен.

17. Выполним двойной щелчок левой кнопкой мыши в списке на имени компонента DC1. На экране появится диалоговое окно Item Properties (свойства элемента), которое дает возможность изменять параметры конденсатора в проекте.

18. В ячейку Name введем текст DС100 и нажмем кнопку OK. Позиционное обозначение конденсатора изменится с DC1 на DC100 как на чертеже платы, так и в списке.

 

Работа с окном Shape Properties

Как писалось ранее, это окно позволяет в табличном режиме менять координаты выбранных на чертеже объектов.

1. Выполним команду меню View | View All. Масштаб просмотра изменится автоматически таким образом, чтобы был виден весь чертеж платы Chapter 6.pcb.

2. Выполним щелчок левой кнопкой мыши на одной из линий, образующих контур платы.

В окне Shape Properties в виде таблицы отобразятся X и Y координаты линий, образующих контур (рис. 18). Вводя здесь новые значения, мы можем точно изменять элементы выбранного объекта.

Рис. 18. Редактирование координат объекта на чертеже платы.

3. Выполним щелчок левой кнопкой мыши на координате Х в любой строке Line To, введем новое значение и чего нажмём клавишу Enter. Легко видеть, что графический объект изменил свою форму.

4. Чтобы отказаться от сделанных изменений, выполните команду меню Edit | Undo или нажмите комбинацию горячих клавиш CTRL+Z.

 

Настройка панелей инструментов

Несмотря на то, что программа CADSTAR имеет достаточно удобный набор панелей инструментов, в нее включена возможность создавать пользовательские панели с наборами кнопок, вызывающих наиболее часто используемые команды.

1. Выполним команду меню Tools | Customize и в появившемся диалоговом окне Customize выберем закладку Commands (рис. 19).

Рис. 19. Окно пользовательских настроек панелей инструментов.

2. В списке раздела Categories выберем Tools. В правой части окна появятся кнопки, соответствующие доступным командам данного раздела меню.

3. Выберем кнопку Options. В поле Descriptions появится описание, подтверждающее, что данная кнопка соответствует команде меню Options.

4. Захватим кнопку и, удерживая левую кнопку мыши, перетащим ее из диалогового окна на одну из существующих панелей инструментов.

5. Отпустим левую кнопку мыши, кнопка Options автоматически добавится на указанную панель инструментов.

6. Закроем диалоговое окно Customize нажатием кнопки Close.

Если нам требуется переместить ту или иную кнопку в другое место на этой или другой панели инструментов, это можно выполнить также перетаскиванием с помощью мыши при нажатой клавише SHIFT.

 

Перемещение панелей инструментов

Панели инструментов можно перемещать в пределах экрана монитора и размещать в наиболее удобных местах, не мешающих работе (рис. 20).

Рис. 20. Различные способы размещения панелей инструментов.

1. Наведем указатель мыши на «ручку» в левой части любой панели инструментов, нажмём левую кнопку мыши и, удерживая ее, переместим немного вниз. Панель отделится от верхнего края окна. При этом она будет иметь горизонтальную ориентацию.

2. Приблизим указатель мыши к левой границе окна редактора. Перемещаемая панель изменит ориентацию на вертикальную.

3. Отпустим кнопку мыши. Панель «приклеится» к левой границе окна программы.

4. Снова захватим панель за «ручку», переместим ее в центр экрана и отпустим левую кнопку мыши.

Панель приняла вид отдельного окна с собственным именем, в нашем случае, Actions (рис. 20).

 

Переключение режима отображения панелей инструментов

1. Наведем указатель мыши любую из кнопок только что перемещённой панели инструментов и выполним щелчок правой кнопкой мыши.

На экране появится контекстное меню, показанное на рисунке 21.

Рис. 21. Управление режимом отображения панелей инструментов.

Все доступные меню будут показаны в выпадающем окне. Те из них, возле которых есть птичка, видны в текущий момент на экране.

2. Уберём «галочку» напротив имени одной из панелей, например, Schematics.

Легко видеть, что панель больше не отображается на экране.

Примечание: Верхние три пункта в этом меню управляют переключением режима отображения окон на панели управления (Workspace, Shape Properties и Library Preview).

В качестве упражнения включим панель Actions и перенесем ее на исходное место в верхней части окна.

 

Создание пользовательских панелей инструментов

Допустим, что в ближайшее время мы будем много заниматься генерацией отчетов, поэтому имеет смысл сделать специальную панель для этих целей.

1. Выполним команду меню Tools | Customize и в появившемся диалоговом окне Customize выберем закладку Toolbars.

Здесь приведен список всех доступных в системе CADSTAR панелей инструментов, а также пяти зарезервированных пользовательских панелей и пяти панелей запуска макросов.

2. Выберем пункт Custom 1 и нажмем кнопку Show. Рядом с пунктом Custom 1 включится «галочка», а на экране появится новая пока пустая панель инструментов, пригодную для размещения на ней необходимых кнопок (рис. 22).

Рис. 22. Включение пользовательской панели инструментов.

3. В поле Toolbar Name введем новое имя Reports для нашей панели.

Легко видеть, имя Custom 1 в списке изменилось на Reports.

Перейдем к добавлению кнопок инструментов, подходящих под назначение данной панели.

4. Выберем закладку Commands и в ней в разделе Categories выберем строку Reports.

5. Переместим кнопки Connection Length, Routing Completion и Parts List на созданную нами панель.

6. Сделаем нашу панель плавающей, чтобы видеть её название.

7. Выключим отображение панели, как было описано выше.

 

Настройка вида курсора

В редакторе печатных плат системы CADSTAR имеются три вида курсора: стандартный Windows, маленький крестик, а также пересечение вертикальной и горизонтальных линий (большой крест). Выберем последний вариант.

1. Выполним команду меню Tools | Options.

2. В появившемся окне Options перейдем на вкладку Display (рис. 23).

Рис. 23. Смена вида указателя мыши.

3. В поле Screen Appearance в выпадающем списке Cursor Type выберем строку Large Dross.

Легко видеть, что указатель мыши изменит свой вид.

 

Масштабирование изображения

1. Для того, чтобы весь проект помещался в рабочем окне редактора, выполним команду меню View | View All или нажмем кнопку  на панели инструментов View.

2. Выполним команду меню View | Zoom Out или нажмем кнопку . Масштаб просмотра изображения уменьшится вдвое.

Примечание: В системе CADSTAR начало координат рисуется в левом нижнем углу экрана, поэтому при уменьшении масштаба рисунок сдвигается влево вниз.

3. Выполним команду меню View | Zoom In или нажмем кнопку . Масштаб просмотра увеличится вдвое и вернется к исходному, но само изображение сместится.

4. Для размещения изображения точно в центре экрана снова воспользуемся командой View All.

5. Чтобы указать масштабируемый участок изображения окном охвата, выполним команду меню View | Frame Window или нажмем кнопку .

6. Наведем указатель мыши на левый нижний угол символа OA1 и нажмем левую кнопку мыши.

7. Удерживая левую кнопку мыши нажатой, переместим указатель мыши вправо вверх, чтобы весь символ находился в окне охвата, и отпустим кнопку. Масштаб изображения изменится таким образом, чтобы указанное окно охвата занимало максимальную площадь экрана.

8. Поместим указатель мыши в правую часть экрана, и выполним последовательное нажатие клавиш V и Enter.

Изображение сдвинется влево таким образом, что в центре окна будет находиться место, на которое ранее мы навели указатель мыши.

Примечание: Существуют ещё несколько операций, которые могут выполняться с помощью горячих клавиш. Полный список таких команд можно вызвать последовательным нажатием клавиш H и Enter.

 

Сохранение и вызов специфических видов

9. Выполним команду меню View | Views | Manage Views.

10. В открывшемся диалоговом окне нажмем кнопку Add (рис. 24).

Рис. 24. Окно управления видами изображения.

11. В открывшемся новом диалоговом окне введем текст Circuit Details и нажмем кнопку OK. Имя нового вида появится в списке Name окна Manage Views.

12. Нажмем кнопку Save, чем сохраним текущий вид экрана под именем, и закроем окно нажатием кнопки OK.

13. Изменим любым способом вид изображения, например, выполнив команду меню View All.

Возврат к сохранённым видам можно выполнить несколькими способами.

14. Выполним новую команду с именем только что сохраненного вида Circuit Details, автоматически появившуюся в разделе меню View | Views.

15. Выполним команду меню View | Views | Manage Views. В окне Manage Views в списке Name выберем имя Circuit Details и нажмем кнопку OK.

16. Наберём на клавиатуре текст V Circuit Details и нажмём клавишу Enter.

Примечание: Между командой V и именем вида должен быть пробел.

В результате выполнения любого из трех последних действий система выполнит одинаковую операцию — вызовет вид проекта, сохраненный под именем Circuit Details.

В качестве упражнения самостоятельно настроим вид окна так, чтобы в нем отображалась верхняя половина чертежа, и сохраним под именем Polygon Area.

 

Изменение единиц измерения

Текущие единицы измерения отображаются в строке состояния. Научимся их изменять.

1. Выполним щелчок левой кнопкой мыши на ячейке единиц измерения в строке состояния.

Откроется диалоговое окно выбора единиц измерения, показанное на рисунке 25.

Рис. 25. Настройка текущих единиц измерения.

2. В выпадающем списке Units выберем строку Millimetres.

3. В поле Number of Decimal Places введем 0.

4. В поле Angular Number of Decimal Places введем значение 1 и нажмем кнопку OK.

Существует другой, более быстрый метод смены единиц измерения.

5. Выполним щелчок правой кнопкой мыши на ячейке единиц измерения в строке состояния.

Появится контекстное меню, перечисляющее доступные системе единицы измерения (рис. 26).

Рис. 26. Изменение текущих единиц измерения.

6. Выберем единицы измерения, отличные от используемых в настоящее время, например, тысячные доли дюйма (Thousandths of the inch).

После этого в строке состояния будет отображаться надпись Thou, что говорит о том, что текущими единицами измерения выбраны тысячные доли дюйма, и дальнейшая работа над проектом будет базироваться на них.

7. В качестве упражнения установим единицы измерения обратно в миллиметры (Millimetres).

 

Рисование объектов

Прежде чем приступить к рисованию объектов, настроим рабочую сетку, по узлам которой мы можем выполнять рисование.

1. Выполним щелчок левой кнопкой мыши на поле Grid в строке состояния.

2. В появившемся окне Grids (рис. 27) в выпадающем списке Name выберем имя сетки Current Working Grid.

Рис. 27. Настройка рабочей сетки.

3. Включим опцию Step Grid, после чего в ячейках X Step и Y Step введем значение 10 и нажмем кнопку OK.

4. Выполним команду View | View All, чтобы весь чертеж был отображен в окне редактора.

Выберем тип рисуемого объекта.

5. Выполним команду меню Add | Shape | Defaults в меню или нажмем кнопку , расположенную на панели инструментов Shape.

6. В открывшемся диалоговом окне Defaults перейдем на вкладку Shape и в поле Type вы выберем опцию New Block, которая позволит нам создать иерархический блок.

7. Установим параметры Code, Layer, Fill Style и Closed, как показано на рисунке 28 и нажмем кнопку ОК.

Рис. 28. Настройка видимой сетки.

Теперь мы готовы начать рисование объектов.

8. Выполним команду меню Add | Shape | Polygon или нажмем кнопку  на панели инструментов Shape.

9. Поместим указатель мыши в позицию X30, Y80 и щелкнем левой кнопкой мыши.

Таким образом, мы задали первую вершину полигона. Обратите внимание, что в соответствующем поле строки состояния стали отображаться относительные координаты курсора.

10. Сдвинем указатель мыши на 60 мм вправо по горизонтали и щелкнем левой кнопкой мыши.

11. Сдвинем указатель мыши на 40 мм вверх по вертикали и щелкнем левой кнопкой мыши.

12. Нажимая клавишу левой стрелки, переместим курсор на 60 мм влево по горизонтали и нажмем клавишу Home. Это действие равносильно нажатию левой кнопки мыши.

13. Наведем указатель мыши на начальную вершину полигона и выполним двойной щелчок левой кнопкой мыши.

На чертеже появится прямоугольный контур полигона.

 

Уроки Zuken CADSTAR
Урок 20
Настройки безопасности. Настройка программы автотрассировки. Контроль топологии цепи. Расталкивание дорожек в стороны. Функция обтекания контура (Contour Following). Задание количества попыток трассировки (Effort).
Урок 26
Формирование на топологии различных областей специальной формы. Рисование объектов. Заливка областей металлизации. Автоматическая заливка полигона.
Урок 2
Настройки стилей. Добавление в проект листов схемы. Добавление на схему текстовых надписей. Рисование объектов. Редактирование объектов. Присвоение имен иерархическим блокам. Сохранение проекта.
Урок 13
Простановка условных обозначений размеров. Добавление на чертеж текстовых надписей. Прямая и обратная аннотация проекта (ECO). Создание библиотек топологических посадочных мест.