Современные решения для производства электроники

Урок 2. Редактор схем CADSTAR: Работа с многолистовыми проектами.

На предыдущих занятиях мы познакомились с некоторыми особенностями интерфейса редактора схем системы CADSTAR. Сегодня мы попробуем создать и настроить собственный проект, а также нарисовать в нем несколько объектов.

 

Настройки стилей

Рассмотрим, как настраиваются стили основных объектов, составляющих принципиальную схему. Прежде всего, откроем новый проект. На предыдущем занятии мы назначили макрос, автоматически открывающий новый проект с нужным шаблоном, на нажатие функциональной клавиши F4. Если по каким-либо причинам вы не сохранили сделанные настройки, то выполним эту операцию заново.

1. Выполним команду меню File | New.

2. На закладке Schematic Design выберем шаблон Form A1 и нажмем кнопку OK.

Напомним, что выбранный нами шаблон уже содержит набор базовых настроек (ширины линий, стили текста), а также штамп основной надписи.

3. Выполним команду меню View | View All.

Настроим единицы измерения.

4. Выполним команду меню Setting | Units.

На экране появится диалоговое окно Units (рис. 1).

Рис. 1. Настройка единиц измерений.

5. В поле Linear в выпадающем списке Units выберем Thousandths of an inch (тысячные доли дюйма).

6. Так как точности целых значений тысячных долей дюйма для прорисовки схемы нам вполне достаточно, в поле Number of Decimal Places введем значение 0.

7. В поле Angular параметр Number of Decimal Places зададим равным 1 и нажмем кнопку OK.

Выбранные нами единицы измерения отображаются в соответствующей ячейке в строке состояния. Быстро сменить их можно с помощью контекстного меню, вызываемого щелчком правой кнопки мыши на этой ячейке.

8. Выполним команду меню Setting | Assignments.

9. В появившемся диалоговом окне Assignments перейдем на закладку Terminals, где задаются стили объектов, отображающих на схеме электрическую связность (рис. 2).

Рис. 2. Настройка стиля точки соединения.

Здесь имеется таблица, в которой для каждого объекта задается свой набор параметров.

Used — информационный флажок, сигнализирующий о том, что данный объект присутствует на схеме.

Terminal Code — здесь задается имя объекта. Если имя набрано отображается наклонным шрифтом с подчеркиванием, это означает, что данный объект является стандартным, а имя его определено по умолчанию.

Shape — здесь задается графический примитив, соответствующий данному объекту на схеме.

Size — задает размер графического примитива.

Orient Angle — задает угол поворота объекта.

Internal Feature — задает толщина линий, образующих объект (для некоторых графических примитивов, например, круг и квадрат, не доступен).

Length — задает длину некоторых объектов, например, Triangle или Pointer.

Solid — наличие галочки здесь задает заливку объекта.

10. Выполним щелчок левой кнопкой мыши на ячейке, параметра Shape в строке Junction Point и в выпадающем списке выберем опцию Square.

Заметим, что графическое представление точки соединения (Junction Point), отображаемое в нижнем правом углу диалогового окна, теперь сменится на квадрат.

11. В ячейку Size введем значение 30 и нажмем клавишу Enter. Размер квадрата изменится.

В качестве упражнения самостоятельно измените размер объекта Dangler, означающего не присоединенный конец линии связи на схеме, на 50 мил.

12. Перейдем на закладку Lines диалогового окна Assignments. Здесь задаются стили линий, используемые для прорисовки различных объектов на схеме.

13. Нажмем кнопку Add Assignment и в появившейся новой строке в ячейку Line Code введем текст Line 40 (имя создаваемого нами стиля линий).

14. В ячейке Width зададим ширину линии, равную 40 мил (рис. 3).

Рис. 3. Задание нового стиля линий.

15. Для параметра Style оставим значение по умолчанию Solid (сплошная линия). При необходимости можно задать пунктирный (Dot), штриховой (Dash) или штрихпунктирный (DashDot и DashDotDot) тип линий.

16. Нажатием кнопки OK закроем окно Assignments.

 

Добавление в проект листов схемы

Прежде, чем приступать ко вводу проекта, нам необходимо создать нужное количество листов схем. Для проекта, показанного на рисунке 4, потребуется создать четыре листа (по числу блоков, обведенных жирной линией). Иерархические связи между листами будут созданы позже.

Рис. 4. Эскиз иерархического проекта схемы.

1. Выполним команду меню View | Select Sheet.

Рис. 5. Окно Select Sheet.

Появится диалоговое окно Select Sheet (рис. 5). В нём можно видеть, что пока в проекте имеется только один лист, отображаемый в данный момент в рабочем окне проекта. Его имя присвоено по умолчанию, а сам лист относится к категории Connected Sheets (связанные листы), поскольку он находится на верхнем уровне иерархии, и будет формировать часть проекта. В проекте также могут присутствовать листы категории Unconnected (не связанные), но такие листы могут быть только листами нижних уровней иерархии. Такой вариант мы рассмотрим несколько позже.

2. Выполним щелчок левой кнопкой мыши на имени файла Sheet1.

3. Станет активной кнопка Rename, нажмем ее.

На экране появится диалоговое окно Rename (рис. 6).

Рис. 6. Переименование листа схемы.

4. В текстовое поле New Sheet Name введем новое имя листа Top Level Analogue Counter и нажмем кнопку OK.

Теперь в диалоговом окне Select Sheet будет отображаться новое имя.

Создадим три новых листа Counter, D/A Converter и JK Flip Flop. Как следует из рисунка 4, все эти листы будут являться листами нижнего уровня иерархии проекта.

5. В окне Select Sheet нажмем кнопку Add.

На экране появится диалоговое окно Create New Sheet (рис. 7).

Рис. 7. Добавление нового листа в проект.

6. В поле Type of Sheet (тип листа) включим опцию Lower-level Sheet (подчиненный лист).

7. В текстовое поле New Sheet Name введем имя нового листа Counter и нажмём кнопку ОК.

В диалоговом окне Select Sheet появится новый лист с именем Counter. Обратите внимание, что он будет отображаться в категории Unconnected Sheets (не связанные листы).

8. Аналогичным образом добавим в проект еще два листа нижнего уровня: D/A Converter и JK Flip Flop. После всех выполненных манипуляций окно Select Sheet будет иметь вид, показанный на рисунке 8.

Рис. 8. Окно Select Sheet с тремя новыми листами.

9. Выполним щелчок левой кнопкой мыши на имени JK Flip Flop.

10. Убедимся, что в опция New Window включена, и нажмем кнопку OK.

В редакторе схем откроется новое окно с пустым листом, полностью подготовленное для создания в нем схемы JK Flip Flop.

 

Добавление на схему текстовых надписей

Все созданные нами листы схем уже содержат рамку и штамп основной надписи, которые представляют собой специальный символ Documentation Symbol. При необходимости, пользователь может заменить символ на другой из библиотеки docsym.lib или вообще создать свой собственный. Сейчас для нас важно научиться добавлять текстовые надписи, поэтому первое, что мы сделаем — это добавим в штамп основной надписи текст, необходимый для идентификации схемы (рис. 9).

Рис. 9. Текстовые надписи в штампе схемы.

В настоящий момент у нас на экране отображается лист JK Flip Flop.

1. С помощью команды меню View | Frame View или кнопки Frame Window изменим масштаб просмотра таким образом, чтобы штамп наилучшим образом отображался на экране.

2. Выполним команду меню Add | Text или нажмем кнопку Add Text .

Откроется диалоговое окно Add Text (рис. 10), в котором делаются все необходимые установки для ввода текста.

Рис. 10. Окно ввода текста.

3. В этом окне в текстовом поле Text String введем необходимый нам текст JK Flip Flop.

4. В выпадающем списке Text Code выберем стиль Scrntxt F1 8/12 и нажмем кнопку OK.

Введенная текстовая надпись окажется приклеенной к указателю мыши. Легко видеть, что при перемещении указателя мыши, текст привязывается к узлам сетки. Чтобы оптимально разместить текст уменьшим шаг сетки.

5. Наберём на клавиатуре текст G 25 (обязательно с пробелом) и нажмём клавишу Enter.

Шаг сетки, отображаемый в строке состояния, изменится на 25 мил.

6. Разместим текст так, как показано на рисунке 9, и щелкнем левой кнопкой мыши.

Текст окажется на схеме, а на экране снова появится диалоговое окно Add Text, что означает, что система готова к вводу новой текстовой надписи.

7. В текстовом поле Text String введем новый текст: 4 of 4.

8. В выпадающем списке Text Code выберем подходящий по размеру стиль и нажмем кнопку OK.

9. Разместим новый текст в нужном месте и щелкнем левой кнопкой мыши.

На экране снова появится диалоговое окно Add Text, но теперь мы будем вводить не просто текст, а автоматически обновляемые текстовые поля, содержащие, например, текущую дату.

10. Удалим старый текст из поля Text String.

11. Нажмем кнопку Add Design Field и в появившемся контекстном меню выберем команду Date.

В окне Add Text в поле Text String появится код <@DATE@>, предписывающий системе отобразить на схеме текущую дату.

12. Чтобы текстовое поле появилось на всех листах проекта, включим опцию All Sheets.

13. В выпадающем списке Text Code выберем подходящий по размеру стиль и нажмем кнопку OK.

14. Разместим поле в нужном месте схемы и щелкнем левой кнопкой мыши.

На схеме появится текстовая надпись, содержащая текущую дату.

15. Так как нам больше не нужно вводить текст нажмем клавишу ESC или кнопку Cancel.

Примечание: Для обновления любых текстовых полей в проекте, например, чтобы спустя несколько дней в только что введенном нами поле появилась правильная дата, необходимо выполнить команду меню Edit | Update Design Fields.

В порядке упражнения самостоятельно добавьте названия и номера на остальные листы проекта: Top Level Analogue Counter (1 of 4), Counter (2 of 4) и D/A Converter (3 of 4).

 

Рисование объектов

Любые объекты на схеме рисуются с использованием кнопок Add Rectangle, Add Circle и Add Polygon, расположенных на панели инструментов Shape. Тип рисуемого объекта (например: фигура, иерархический блок, изображение символа) выбирается в диалоговом окне Defaults, вызываемом командой меню Setting | Defaults или нажатием кнопки Shape Defaults.

На первом этапе приступим к рисованию иерархических блоков и стрелки на листе Top Level Analogue Counter (рис. 11).

Рис. 11. Схема листа Top Level Analogue Counter.

1. Любым из описанных выше способов откроем в редакторе схем лист Top Level Analogue Counter.

2. Введем с клавиатуры текст G 500, чем сделаем шаг сетки равным 500 мил.

Для удобства работы назначим макрос, переключающий режим отображения видимой сетки, на одну из функциональных клавиш. Этот макрос не надо записывать, он входит в комплект поставки программы CADSTAR.

3. Выполним команду меню Tools | Customize и в появившемся диалоговом окне перейдем на закладку Function Keys.

4. Назначим исполнение макроса под названием tglsgrid на клавишу F5 и закроем диалоговое окно, подтвердив сохранение сделанных изменений.

Прежде чем выполнить макрос, зададим шаг видимой сетки.

5. Выполним команду меню Setting | Grids.

6. В появившемся окне Grids (рис. 12) в выпадающем списке Name выберем имя сетки Screen Grid.

Рис. 12. Настройка видимой сетки.

7. Включим опцию Step Grid, после чего в ячейках X Step и Y Step введем значение 500 и нажмем кнопку OK.

Теперь мы полностью готовы для переключения экранной сетки.

8. Нажмем функциональную клавишу F5.

Легко видеть, что процедура переключения экранной сетки выполняется автоматически, а имя макроса при этом отображается в строке состояния.

9. Выполним команду View | View All, чтобы весь лист схемы был отображен в окне редактора.

Выберем тип рисуемого объекта.

10. Выполним команду меню Add | Shape | Defaults в меню или нажмем кнопку , расположенную на панели инструментов Shape.

11. В открывшемся диалоговом окне Defaults перейдем на вкладку Shape и в поле Type вы выберем опцию New Block, которая позволит нам создать иерархический блок.

12. Установим параметры Code, Fill Style и Closed, как показано на рисунке 13 и нажмем кнопку ОК.

Рис. 13. Настройка видимой сетки.

Теперь мы готовы начать рисование объектов.

13. Выполним команду меню Add | Shape | Rectangle или нажмем кнопку на панели инструментов Shape.

14. Поместим указатель мыши в позицию верхнего левого угла блока Counter, щелкнем левой кнопкой мыши и, перемещая курсор вправо вниз нарисуем квадрат со стороной 3 дюйма.

Обратите внимание, что при перемещении мыши нет необходимости удерживать левую кнопку мыши нажатой.

Размеры прямоугольника проще всего контролировать с помощью относительных координат курсора, отображаемых в специальной ячейке строки состояния (рис. 14).

Рис. 14. Контроль размеров рисуемого прямоугольника.

15. Когда координаты в этой ячейке достигнут значений 3000 и -3000, выполним щелчок левой кнопкой мыши, чем завершим рисование прямоугольника.

16. Аналогичным образом нарисуем второй иерархический блок того же размера, называемый D/A Converter.

Мы теперь переходим к рисованию стрелки. Она представляет собой фигуру, содержащую линии нарисованные под углом, отличным от 90 градусов, поэтому нам потребуется сменить режим рисования.

17. Выполним команду меню Tools | Options и в окне Options перейдем на закладку Interaction.

18. В поле Add Segment Mode включим опцию One Segment — Free, разрешающую рисование линий под произвольным углом.

Примечание: Тот же эффект можно получить набирая с клавиатуры команду А последовательно до тех пор, пока не будет включен требуемый режим.

19. Нажатием кнопки снова вызовем диалоговое окно Defaults.

20. На вкладку Shape в поле Type вы выберем опцию Figure.

21. Выключим опцию Close и выберем стиль линий Line 5.

Система CADSTAR предлагает пользователю различные режимы привязки рисуемых объектов к ранее нарисованным фигурам, что значительно упрощает пользователю поиск концов и середины линий, центров окружностей и дуг, пересечений и т.д. Кнопки выбора этих режимов расположены на панели инструментов Snap.

22. Выполним команду меню View | Toolbars | Snap и включим отображение панели Snap на экране (рис. 15).

Рис. 15. Панель инструментов Snap.

23. Нажмем на этой панели четыре кнопки: Ends of Lines (концы линий), Centres of Lines (середины линий), Perpendicular Junctions (перпендикулярные соединения линий) и Intersection of Lines (пересечения линий), как показано на рисунке 15.

24. Выполним команду меню Add | Shape | Polygon или нажмем кнопку  на панели инструментов Shape.

Рисование стрелки начнем с острия, которое должно попадать в середину одной из сторон правого блока.

25. Наведем указатель мыши приблизительно на середину нужной стороны блока. Треугольный маркер подскажет нам точную середину отрезка.

26. Выполним щелчок левой кнопкой мыши. Система начнет прорисовку линии, первый конец которой будет привязан к строго определенной точке.

27. Последовательно щелкая левой кнопкой мыши, нарисуем стрелку, как показано на рисунке 11.

28. Как только мы вернемся в начальную точку, на экране появится прямоугольный маркер. Выполним на нем двойной щелчок левой кнопкой мыши.

 

Редактирование объектов

Однажды нарисованный объект может быть легко изменен с помощью специальных маркеров-манипуляторов, отображение которых должно быть включено в настройках системы.

1. Выполним команду меню Tools | Options и в окне Options на закладке Interaction включим опцию Enable Resize Markers, после чего закроем окно.

2. Перейдем в режим выделения и выполним щелчок на одной из линий, нарисованной нами стрелки.

Вокруг стрелки появится пунктирный прямоугольник с залитыми квадратными маркерами, а по периметру самой стрелки во многих местах появятся маркеры в виде не залитых квадратиков (рис. 16).

Рис. 16. Маркеры редактирования объектов.

3. Щелкнем левой кнопкой мыши на одном из залитых маркеров и, удерживая ее нажатой, переместим его на новое место.

Легко видеть, что стрелка изменяет свои размеры, сохраняя форму.

4. Щелкнем левой кнопкой мыши на одном из не залитых маркеров и, удерживая ее нажатой, переместим его на новое место.

Легко видеть, что положение соответствующих сегментов линий изменяется, в результате чего меняется форма стрелки.

5. Несколько раз последовательно выполним команду Undo для возвращения стрелки к её исходному виду.

 

Присвоение имен иерархическим блокам

Следующее, что мы будем делать, это присвоение имен иерархическим блокам. Проще всего это сделать, используя редактирование свойств элемента (Item Properties).

1. Перейдем в режим выделения, выполним щелчок левой кнопки мыши на контуре левого иерархического блока и нажмем кнопку .

2. В открывшемся окне Item Properties – Block Shape в поле Name введем имя иерархического блока Counter, как показано на рисунке 17.

Рис. 17. Присвоение имени иерархическому блоку.

3. Аналогичным образом присвоим имя D/A Converter второму иерархическому блоку.

Легко видеть, что в левом нижнем углу каждого блока появились только что введенные имена. Переместим их более подходящие места.

4. Выполним команду меню Actions | Modify Items | Move и выполним щелчок левой кнопкой мыши на имени блока Counter.

5. Переместим указатель мыши с приклеенным к нему именем блока в новое место и щелкнем левой кнопкой.

Если шаг сетки слишком велик, то его можно изменить непосредственно в процессе перемещения с помощью клавиатурной команды G 50, например.

Перемещение имени второго блока выполним другим способом.

6. Выполним щелчок правой кнопкой мыши на имени блока D/A Converter и в появившемся контекстном меню выберем команду Move.

7. Переместим указатель мыши с приклеенным к нему именем блока в новое место и щелкнем левой кнопкой.

 

Сохранение проекта

Завершающим упражнением данного урока будет сохранение созданного нами проекта с выполненными настройками листов.

Прежде всего, добавим к проекту комментарий, который позднее поможет вам или вашим коллегам понять, что именно вы делали в данном проекте, и какова была его цель создания.

1. Выполним команду меню File | Properties.

Откроется диалоговое окно Properties (рис. 18), в котором имеется большая панель для ввода текста.

Рис. 18. Ввод в проект текстового комментария.

2. В поле Design Title введем текст Sheet Set Up, как показано на рисунке, или любой другой комментарий, в том числе и на русском языке, после чего нажмем кнопку OK.

Следует помнить, что 10 первых строк данного текстового комментария будут присутствовать в любом текстовом отчете, генерируемом системой CADSTAR, поэтому комментарии должны быть достаточно лаконичными.

3. Выполним команду меню File | Save As.

4. В появившемся диалоговом окне выберем папку, в которой будет сохранен новый проект, и укажем имя файла проекта, например, selftch.scm.

5. Нажмем кнопку Сохранить.

Итак, на данном занятии мы изучили основные приемы рисования на схеме простейших графических объектов. В следующий раз мы научимся выбирать компоненты из библиотек, добавлять их на схему и рисовать электрические связи.

 

Уроки Zuken CADSTAR
Урок 8
Открытие проекта и настройка единиц измерения. Настройка стилей контактных площадок. Настройка стилей текстовых надписей. Настройка стилей и типов переходных отверстий. Сохранение проекта в качестве технологического шаблона.
Урок 26
Формирование на топологии различных областей специальной формы. Рисование объектов. Заливка областей металлизации. Автоматическая заливка полигона.
Урок 15, часть 1
Вывод на принтер тестовой распечатки топологии. Создание выходного файла для фотоплоттера. Создание фотошаблона шелкографии верхнего слоя. Создание фотошаблона защитной маски. Создание фотошаблона трафарета нанесения паяльной пасты. Создание изображения внутреннего слоя питания.
Урок 12
Работа в Embedded Router. Области металлизации Copper Template. Подготовка к ручной трассировке. Ручная трассировка. Автоматическая трассировка стрингеров. Ручная диагональная трассировка в режиме Active 45. Автоматическая трассировка платы. Ручное редактирование топологии. Заливка области металлизации.